Педагогический кейс «Вариативные методики и технологии коррекции нарушений у обучающихся с задержкой психического развития»
02 декабря 2022 года в МБОУ СОШ №6 состоялось заседание городского профессионального методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов СОШ - педагогический кейс «Вариативные методики и технологии коррекции нарушений у обучающихся с задержкой психического развития».
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
Учитель-логопед МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Кондратенко Л.А. отметила, что обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Указанные особенности предполагают создание специальных условий обучения детей с ЗПР. Традиционно в образовательных организациях используются вариативные приёмы обучения данной категории детей: поэлементная инструкция, планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), демонстрация действий, чередование легких и трудных заданий (вопросов),совместные действия, имитационные действия, начало действия, кроссворды и ребусы.
Людмила Александровна и учитель-дефектолог Федоренко А.И. рассмотрели некоторые вариативные методы по развитию внимания, предложенные А. Ф. Ануфриевой и С. Н. Костроминой. Такие игры, как: «Пуговица», «Зеркало», «Перепутанные (переплетённые) линии» автор М.И.Ильина, «Красно-черные таблицы», «Каждой руке — свое дело» активно используют в своей педагогической практике.
В продолжение темы, учитель-логопед МБОУ СОШ №13 Прасол А.С. рассказала присутствующим педагогам, что у детей с задержкой психического развития отмечаются нарушения в развитии речевой деятельности и других психических процессов, определяющих своеобразие лексической системы. Отметила, что своевременное расширение и активизация словаря младших школьников с задержкой психического развития — залог успешного обучения детей. Далее, Анастасия Сергеевна предложила одни из самых эффективных средств по формированию глагольного словаря -словесные игры: «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Исправь ошибку Незнайки», «Кто или что это может сделать?» и другие упражнения для формирования и развития глагольного словаря у учащихся с ЗПР.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. Наиболее распространенной является технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка», предложенная А.В.Семенович, Архиповым Б. А., главной составляющей, которой является кинезиология. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы - продолжила общение с педагогами учитель-логопед МБОУ СОШ №6 Гезик Елена Александровна. Елена Александпровна предложила присутствущим посетить урок-практикум с использованием «Нейромоторики», которая представляет собой особый комплекс упражнений мелкой моторики, направленных на развитие и оптимизацию функциональных систем мозга: "Простукивание" (Китайский самомассаж), йога для мозга, «Работа с ритмом», «Магазин», «Кузовок», «Древнее письмо», «Неудачный робот» и другие .
Учителя-логопеды, с удовольствием, выполнили упражнения, которые смогут использовать в своей педагогической практике, для повышения орфографической зоркости у учащихся. В завершение урока-практикума, Елена Александровна предложила педагогам зажечь лампочки успеха и помнить, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир!
Итак, у детей с ЗПР нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время, развитие познавательных способностей эмоционально-волевой сферы личности внимая происходит замедлено с отставанием от нормы. Необходимо искать новые возможности инклюзивного образования детей с ЗПР для успешной адаптации и эффективного обучения.
Чернова Т.В. Руководитель ГПМО
учителей-логопедов и учителей-дефектологов СОШ